Ставки платы за содержание общего имущества не должны устанавливаться произвольно – КС РФ
Постановлением КС РФ от 29.01.2018 N 5-П установлено следующее.
В КС РФ обратился гражданин, которого не устраивало, что за содержание общего имущества в доме общее собрание собственников его помещений установило разные ставки платы. 25 рублей с 1 кв. м квартиры, 10 рублей с 1 кв. м машиноместа и 14 рублей с 1 кв. м коммерческого помещения.
Районный суд решением, оставленным без изменения апелляционным судом, отказал ему в удовлетворении требования о признании решения общего собрания недействительным. Суды не согласились, что такое решение принято с нарушением процедурных норм и ставит собственников жилых помещений в невыгодное положение по сравнению с собственниками коммерческих помещений и сослались на отсутствие в законодательстве запрета на установление дифференцированных ставок платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (МКД) в зависимости от назначения и размещения помещений (жилое, нежилое).
В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в ВС РФ отказано.
Конституционный суд РФ, приняв к рассмотрению жалобу гражданина, полагает следующее.
ЖК РФ устанавливает для всех собственников жилых помещений в МКД обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Такое требование ЖК РФ направлено:
— на поддержание дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям, что соответствует общим интересам собственников помещений;
— справедливое распределение необходимых расходов между ними как участниками общей собственности и обеспечивается:
частью 2 статьи 39 ЖК РФ, которая закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в МКД его доле в праве общей собственности на общее имущество, и согласуется с предписаниями
статьи 19 Конституции РФ, которая не предполагает — произвольного определения размера платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
На основе приведенных положений законодательства Правительство РФ утвердило Правила содержания общего имущества в МКД, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества.
Данные Правила предусматривают, что при определении размера платы за содержание жилого помещения, которую обязаны вносить собственники помещений, выбравшие для управления многоквартирным домом:
— УК, соответствующее решение общего собрания собственников устанавливает одинаковый для всех собственников помещений размер платы;
— для собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива – размер платы определяется органами управления ТСЖ либо органами управления ЖСК;
при этом размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.
Таким образом, применительно к МКД, не установлены какие-либо конкретные правила, предписывающие или, напротив, исключающие возможность учета особенностей помещений в таком доме, обусловленных в том числе их назначением, при определении конкретного размера платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, которые обязаны нести собственники как жилых, так и нежилых помещений.
КС РФ еще раз отметил, что собственникам помещений в МКД при установлении решением общего собрания размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, либо размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, следует в первую очередь учитывать, что платежи должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям. При этом критерий распределения бремени расходов на содержание общего имущества не исключает возможность учета при принятии такого решения особенностей соответствующих помещений (в частности, их назначения), а также иных обстоятельств, которые могут служить достаточным основанием для изменения долей их участия в обязательных расходах по содержанию общего имущества (соотношение общей площади жилых и нежилых помещений в конкретном доме, характер использования нежилых помещений и т.д.).
Подобный подход позволяет принять решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в МКД, с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования, при том, что выбор дополнительных критериев для определения долей участия собственников не должен осуществляться произвольно.