Местные власти могут обязать снести самострой независимо от срока его постройки

Определением Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1748-О по запросу группы депутатов о неоднозначном  толковании  и   возможности произвольного применения вновь установленных полномочий органов местного самоуправления по сносу объектов самовольного строительства и о соответствии принятых изменений Конституции РФ, установлено следующее.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ в статью 222 ГК РФ введен пункт 4, которым органы МСУ получили право в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории принимать решение о ее сносе, если она создана на земельном участке, не предоставленном для этих целей, или если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Также статьей установлен порядок сноса самовольного строения.

Принятым  пунктом 4 статьи 222 ГК РФ закрепляется механизм принятия органами МСУ решений о сносе самовольных построек, при том, что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий, либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность. При отсутствии какого-либо из условий, указанных в пункте 1 и абзаце первом пункта 4 статьи 222 ГК РФ, решение о сносе в отношении зданий, строений или других сооружений органами МСУ принято быть не может.

Установленный порядок принятия решения о сносе самовольных построек, указанных в пункте 4 статьи 222 ГК РФ, применяется, по смыслу содержащихся в нем положений, и к тем постройкам, которые были возведены до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ. Данное регулирование не может расцениваться как противоречащее Конституции РФ, поскольку не является изменением ранее установленного неблагоприятного последствия возведения самовольной постройки и до вступления указанного Федерального закона в силу влекло ее снос, а дата возведения самовольной постройки не меняет его природы как правонарушения.