Верховный Суд РФ признал правомерность применения пониженной ставки земельного налога даже к части одного земельного участка

Обществу принадлежит земельный участок в Одинцовском районе Московской области площадью 198 961 кв.м.

Обществу полагало, что при исчислении земельного налога необходимо исходить из того, что часть земельного участка (площадью 47 963 кв.м.) занята объектами инженерной инфраструктуры. И в данной части применять ставку 0,3% от кадастровой стоимости, а для остальной части земельного участка – общую ставку 1,5 %.

ИФНС отказало Обществу в праве на применения пониженной ставки, указав, что заявителю необходимо внести сведения в ЕГРН, где будет определен и зафиксирован размер земельного участка, на котором расположены объекты жилищно-коммунального хозяйства и иные объекты.

Общество обжаловало отказ в судебном порядке (дело № А41-88082/2021).

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022, заявленное обществом требование удовлетворено. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 07.09.2022 отменил принятые по делу судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, отказав обществу в удовлетворении заявления.

По мнению ИФНС, поддержанному судом округа, по смыслу положений пункта 1 статьи 389, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса на один земельный участок не может быть установлено несколько налоговых ставок, однако в настоящем споре суды применили две налоговые ставки (0,3 процента и 1,5 процента) в отношении одного земельного участка, сославшись на трудности при разделе участка.

Верховный Суд РФ определением № 305-ЭС22-24825 от 21.03.2023 признал правомерность требований Общества, указав следующее.

Общая площадь земельного участка, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с учетом пересечения сетей и объектов, составляет 47 963 кв.м. и включает в себя охранную зону водозабора и водопровода — 28 437 кв.м., охранную зону канализационной сети и КНС — 15 846 кв.м., охранную зону газопровода — 2 083 кв.м., охранную зону кабельных линий электропередачи — 1 710 кв.м.; охранную зону тепловых сетей — 3 384 кв.м.

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В силу пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса установление различных налоговых ставок в отношении земельного участка, является основанием для отдельного расчета налоговой базы. Принимая во внимание, что конкретный порядок такого расчета законом не определен, то в случаях, когда при исчислении налога в отношении земельного участка применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от наличия на нем объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на данные объекты, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (пункт 7 статьи 3 Кодекса).

При этом, поскольку в целях определения налоговой базы Налоговый кодекс не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на объекты инженерной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (документированные сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, оформленные в соответствии с законодательством кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого непосредственно объектами инженерной инфраструктуры.

С учетом изложенного, нельзя согласиться с выводами суда кассационной инстанции о допустимости применения пониженной ставки земельного налога, предусмотренной для объектов, указанных в абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, только при условии выделения из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и формирования самостоятельного земельного участка под этими объектами.

При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций учтено представленное налогоплательщиком заключение кадастрового инженера от 23.11.2021, которым подтверждено расположение на земельных участках в составе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:382 объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и установлено, что из общей площади земельного участка 198 961 кв.м. на объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса приходится 47 963 кв.м.

По заключению кадастрового инженера выделение отдельных земельных участков под каждым объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса из основного земельного участка путем его раздела будет являться затруднительным, поскольку данные объекты являются линейными и пересекаются между собой, число земельных участок по результатам раздела составит более двадцати.

Указанные выводы кадастрового инженера по результатам их оценки суды первой и апелляционной инстанций признали достоверными, а инспекция вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила какие-либо доказательства, ставящие под сомнение правильность выводов кадастрового инженера в части определения площади.

Федеральная налоговая служба письмом от 23.03.2023 № БС-4-21/3510@ довело данную позицию Верховного Суда РФ до налоговых органов для цели применения на практике.